Необходимость адаптивной верстки
Пользователям интернета важен не только качественный контент, но и удобство его просмотра, поэтому макет страницы должен автоматически подстраиваться под разрешение и ориентацию экрана и выглядеть привлекательно на различных устройствах.
Поисковые системы при выдаче результатов, после релевантности и оригинальности содержания, похоже, на следующее место по важности ставят его оформление.
Адаптивный (Adaptive) и отзывчивый (Responsive) дизайн
Оба этих понятия относятся к оптимизации контента под экраны разных разрешений, но технически реализуются они не одинаково.
Адаптивный (Adaptive) дизайн основан на определение разрешения экрана пользователя на стороне сервера, обратно пользователю отправляется уже оптимизированная страница и стили.
Отзывчивый (Responsive) дизайн основан на медиа-запросах в единственной для блока таблице стилей css. Клиенту возвращается страница в максимально развернутом виде, а браузером выбираются стили css, соответствующие разрешению и медиа-запросам. Такой дизайн обтекаемый, браузер сам отмасштабирует элементы под значение viewport устройства.
Адаптивность в целом ускоряет загрузку, некоторые cms и crm-системы использую такую технологию, но настроить ее сложнее. С точки зрения верстальщика сложнее отзывчивая верстка, так как в уме приходится держать одновременно несколько макетов и настраивать их вид в css.
Настройка viewport
Значение метатега viewport задается в части head html-кода страницы. Этот параметр показывает, на каком разрешении удобно будет смотреть ваш сайт на мобильных устройствах.
Три основных настройки viewport прописываются в content и влияют на отображение страницы следующим образом:
- width=360px - минимальный размер viewport, на который настроен макет (или width=device-width - принимать размер viewport как на устройстве)
- initial-scale=1 - масштаб экрана, обычно принимают за 1
- user-scalable=1 - возможность масштабировать viewport пользователем, (user-scalable=no - запрет)
Если не прописать meta viewport, то по умолчанию его значение может быть выбрано браузером width=device=1024 и user-scalable=1, но в таком случе вы можете получить непредсказуемые результаты.

Пример верстки
Скачайте Тестовый блок (testBlock.html), ctrl+s - сохраните страницу. Вы можете сами легко добавить в него дополнительные медиа-запросы или изменить viewport.
- Для масштабируемости будем задавать размеры в относительных единицах (em и %). Скрывать и показывать блоки будем установив свойство display: none
- Зададим значения meta viewport content=360px, initial-scale=1.0, user-scalable=1.
- Начнем с максимального разрешения. Установим стили в части < style> html-кода для .testBlock свойства width 100% и max-width: 1366px, font-size 16px
- Сначала (по умолчанию 1366px) отформатируем страницу для максимального viewport и альбомной ориентации (landscape), будут применяться стили сверху таблицы стилей. Снизу вставим media-запросы в следующем порядке: ориентация - портретная, от большего viewport к меньшему (1200px, 960px, 640px, 360px)
Тестовый блок

Под максимальное разрешение viewport 1366px
Диапазон от 1200px и выше. Обычно устройства с таким высоким значение viewport - это настольные компьютеры с мониторами или ноутбуки, некоторые планшеты.
Под разрешение viewport 1200px
Диапазон 960px - 1200px. Так смотрят на iPad при альбомной ориентации и на ноутбуках. Для мониторов это разрешение слишком маленькое, для большинства смартфонов тоже не типично.
Под разрешение viewport 960px
Диапазон 640px - 960px. Так смотрят на iPad при портретной ориентации, на iPhone 6/7/8/X, Samsung Galaxy при альбомной ориентации экрана, как правило это современные смартфоны. На смартфонах для портретной ориентации такое разрешение нетипично.
Под разрешение viewport 640px
Диапазон 360px - 640px. Так смотрят на iPhone 6/7/8/X, Samsung Galaxy при портретной ориентации экрана, как правило это современные смартфоны. Так смотрят на Moto G4, Galaxy S5, iPhone 5/SE при альбомной ориентации экрана.
Под разрешение viewport 360px
Диапазон 0px - 360px. Так смотрят на Moto G4, Galaxy S5, iPhone 5/SE при портретной ориентации экрана. На альбомной ориентации с таким низким разрешением сейчас почти никто не смотрит.

Альбомная ориентация (Landscape)
Так смотрят web-сайты в основном на настольных компьютерах и ноутбуках с большим разрешением экранов. Альбомная ориентация не слишком удобна для просмотра сайтов на смартфонах потому что соотношение ширине к длине экранов у них другое. На смартфонах альбомную ориентацию предпочитают для развлечений, например, при просмотрах видео или играх.
Портретная ориентация (Portrait)
Так смотрят web-сайты в основном на смартфонах потому что соотношение ширине к длине экранов позволяет поместить на станицу больше информации и текст удобнее читается. Значение viewport большинства современных смартфонов от 360 до 640px. На настольных ПК и ноутбуках в таком режиме web-сайты практически не смотрят.
Проверка оптимизиции web-страниц
Результаты всегда лучше проверять на реальном устройстве, но если такой возможности нет, вы можете проверить другими способами, например, в devTools браузера google chrome или в поиске.
Проверка в devTools google chrome
Не забудьте, что браузеры кэшируют стили, если они включены в секцию head html-кода. Чтобы очистить кэш на ПК откройте devTools нажав ctrl+shift+i, далее удерживайте кнопку обновить страницу, в меню выберете жесткая перезагрузка. Чтобы сбросить кэш на мобильных устройствах вам надо зайти на страницу в режиме инкогнито.
Изменять размер экрана в devTools можно двигая скролл. Для проверки на смартфоне нажмите на иконку toggle device bar (ctrl+shif+m), выберите устройство и ориентацию экрана.
Проверка в поиске
Такие инструменты для продвижения сайтов как google search console или yandex webmaster подскажут вам, какие страницы оптимизированы, а на каких присутствуют ошибки.
Статистика по типам устройств
Чтобы узнать с каких устройств посещают ваш сайт, воспользуйтесь yandex metrika, в отчете смотрите диаграмму посетителей по типам устройств. Более детальную информацию можно получить с помощью аналитики.
Выводы
Удобство пользователей сейчас не менее важно, чем информация, которую они смотрят. Для правильного отображения страницы на мобильных устройствах необходимо настраивать несколько макетов для разных значений viewport и ориентаций экранов. Метатег viewport должен быть прописан в заголовке страницы.